[Главная]

Интегрированный урок
обществознания и литературы в 5 классе

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок

Скачать урок (архив 261,6 Кб)

Цели урока

- дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок;
- обобщить повторить знания по теме «Русские народные сказки»;
- развивать умение анализировать произведение фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами;
- воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Оборудование

Презентация, проектор, экран, тексты сказок, отдельные статьи Конвенции прав ребёнка, схемы «Классификация сказок», «Законы общества», таблица «Права ребёнка», стихотворения о сказке, иллюстрации к сказкам, сборники пословиц и поговорок, музыка «В гостях у сказки», анимированные картинки, фрагмент из мультфильма «Гуси-лебеди»,

План урока

1. Орг. момент

2. Подготовка к восприятию темы
* Стихотворение о сказках;
*
Слово учителя литературы;
*
Слово учителя обществознания;

3. Восприятие темы
* Работа с таблицей «Законы общества»;
*
Допиши определение;
*
Приметы сказки;
*
Таблица «Классификация сказок»;
*
Работа со сказкой «Гуси-лебеди»;
*
Инсценировка и анализ сказки «Морозко»;
*
Тренинг;
*
Индивидуальная работа со сказками и статьями из Конвенции прав ребёнка;

4. Итоги урока;

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия

Ход урока

1. Орг.момент (звучит музыка «В гостях у сказки») (Слайд №1)

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы будем говорить о Конвенции прав ребёнка, как в русских народных сказках можно проследить нарушение прав. И тема нашего урока звучит так: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок» Запишите дату, тему урока в тетради.

2. Подготовка к восприятию темы

Стихотворение о сказках (Слайд №2)

Мне веет светлым вдохновением
Веселой зеленью долин,
Ключей задумчивым журчаньем
От русских сказок и былин.

Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему с младенчества привык;
Мне мил и дорог простодушный
Животворящий их язык.

Вступаю с трепетом священным
Под кров радушной старины,
Передаю струнам смиренным
Ее младенческие сны.

Учитель литературы: Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца.

Учитель обществознания: Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты. (Слайд №3)

3. Восприятие темы

Учитель обществознания: (Слайд №4)

Учитель литературы: Допишите определение сказки. (Слайд №5)

Сказка – это ____________ рассказ о необыкновенных _______________ событиях и приключениях. (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях.)

Укажите приметы сказки.
* присказка;
*
зачин;
*
концовка;
*
чудесные помощники;
*
постоянные эпитеты;
*
повторы;
*
обращения;

Заполните схему (Слайд №6). Работа с Приложением №1

Учитель обществознания: Посмотрите отрывок из мультфильма (Слайд №7) и ответьте:

* Как называется эта сказка? ( Гуси-лебеди);
*
Какая это сказка? (Волшебная, народная);
*
Какое право нарушено?
Пользуйтесь таблицей «Права ребёнка» (Приложение №2)

Ст. 34 Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. (Слайд №8)

Учитель литературы: Чему учит эта сказка? Подберите подходящую пословицу или поговорку. (Долг платежом красен). Докажите, что это волшебная сказка.

А теперь обратимся к другой русской народной сказке «Морозко». Ребята подготовили инсценирование этой сказки. (Слайд №9)

Инсценировка и анализ сказки «Морозко» (Слайд №10)
1. Какая это сказка? Докажите свою точку зрения.
2.
Перечислите героев сказки. Разделите их на две группы. Поясните свой выбор.
3.
Найдите зачин сказки. Что он нам помогает узнать?
4.
Какова концовка сказки? В чём её особенность?
5.
Найдите повторы, обращения. Что они в себе несут?
6.
Найдите устаревшие и разговорные слова. Какую роль они играют в сказке?
7.
Чему учит нас эта сказка?

Тренинг

Учитель обществознания:
Ст. 6 Государство – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство - участники обеспечивают в максимальной степени выживание ребёнка. (Слайд №11)

Учитель литературы: Найдите в списке или придумайте сказки, в которых нарушено такое же право. (Работа с таблицей. Приложение №2). (Слайд №12)

Учитель обществознания:
Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом (Слайд №13)

Учитель литературы: Какая сказка или сказки подходят для иллюстрации этой статьи? Перескажите её сюжет. Дайте ей характеристику.

Учитель обществознания:
Ст. 19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство (Слайд №14)

Учитель литературы: Найдите приметы сказки. Определите её вид.

Учитель обществознания:
Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (Слайд №15)

4. Итоги урока

Учитель литературы: По каким законам живут герои в сказках? (Слайд №16)

Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи.

Учитель обществознания: (Слайд №17) Какие права человека вам помогли узнать сказочные герои?

* Право на жизнь;
*
Право на свободу и неприкосновенность;
*
Право на честь и достоинство;
*
Право на защиту собственности;
*
Право на образование;
*
Право на свободу собраний;

5. Домашнее задание.

Учитель литературы: Вам предлагается следующее домашнее задание, а вы выберете по силам и по душе (Слайд №18)
- пересказать или инсценировать одну из сказок, использованных на уроке;
- подобрать сказки для иллюстрации прав из Конвенции прав ребёнка;
- сочинить сказку, руководствуясь одной из статей Конвенции прав ребёнка.

6. Рефлексия

Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ,
В мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски,
А зовётся чудо – сказки!

(Слайд № 19) Звучит музыка «В гостях у сказки»

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz