Внеклассное интегрированное мероприятие
по истории Брянского края и литературе
«Традиции и обычаи русской семьи»
Учитель истории Мартынова Н.В.
Учитель русского языка и литературы Бурыкина О.А.Цели:
* познакомить с традициями и обычаями русской семьи; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о правилах поведения за столом, о правилах гигиены;
* развивать творческие способности учащихся, умение составить и защитить проект, умение объяснять ход выполнения работы, умение анализировать услышанное;
* воспитывать интерес к истории и народному творчеству, бережное отношение к традициям русского народа.
Оборудование:
презентация, музыкальные фрагменты (N.Rota - Theme From Romeo & Juliet, Барыня), Словарь Живого Великорусского языка В.Даль, «Домострой», стихотворение Глеба Пагирёва «На пепелище», стихотворения Н. Ковалевского, предметы быта, три набора русской народной одежды (мужской и женской), пироги, блины, квас, продукты (русские национальные блюда).План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Вступление
III. Русская изба (защита проектов);
IV. Русская национальная одежда;
V. Русское застолье
VI. Итоги
VII. РефлексияХод мероприятия
I. Организационный момент
Встреча гостей с хлебом солью. Ведущие зазывают гостей:
Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Приходите поскорее
Занимайте здесь места.
Проходите, не стесняйтесь
Место выбрано для вас,
Чтобы видно и удобно
Вы смотрели все на нас.
Интерес в вас разжигаем,
Караваем завлекаем.
II. Вступление (Слайд 1)
Звучит музыка N.Rota - Theme From Romeo & Juliet.
Учитель истории: Мы рады видеть вас. Мы живём в интересное и удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Но мы живём в России. Каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно думаем о будущем, мечтаем о счастье и благополучии. А ведь всё начиналось в древности. Клубок поколений продолжает своё движение. И сегодня, мы попытаемся разобраться, откуда тянется эта нить поколений.
Учитель литературы: Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.
Учитель истории: Поэтому тема нашего мероприятия «Традиции и обычаи русской семьи».
Учитель литературы: В гости к нам пожаловали представители трёх семей: Кузнецовы, Лесорубовы и Ткачёвы. Каждая семья чтит и уважает свои традиции.
Учитель истории: Вы представляете свои семьи, по ходу урока придётся преодолевать различные испытания. Мы увидим своеобразие каждой семьи. А вот судить вас будут наши гости.
Учитель литературы: А помощниками вам будут книги: Словарь Живого Великорусского языка В. Даля, «Домострой». Именно там вы узнаете толкование слов и законы, по которым жили наши предки.
III. Русская изба (защита проектов) (Слайд 2)
Учитель литературы: Главное в семье это место, где собирается вся семья, куда стремятся и стар, и мал. Это дом.
Учитель истории: Какой дом – такая и семья. Дом – это целый мир.
Учитель литературы: Просим каждую семью представить свой дом. (Слайд 3)
Представление семей: Кузнецовы нарисовали свой дом и написали стихотворение о том, как и из чего построен их дом; Лесорубовы сделали макет дома из дерева и рассказали об истории своей семьи; а Ткачёвы построили макет целого подворья и разыграли сценку.
Учитель истории: Да, семьи замечательные: Кузнецовы – поэтическая семья, Ткачёвы – имеют сильную женщину во главе, а Лесорубовы – мастеровитые.
Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). (Слайд 4) Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.
Но главным в доме была печь. Объясните четверостишие:
Стены чёрны, закопчёны,
Не красивы изнутри,
Но не гнили и
Служили людям добрым от души.
(топились печи по-чёрному)
Учитель литературы:
Что ни терем, ни изба –
Позолота, да резьба.
Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок,В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше петушки
Золотые гребешки.А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят.По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки,
Собирали их весной
Да настой варили, чтобы
Пить зимою от хворобы.
Рядом с горницей передней
Спальня в горнице соседней,
И постель в ней высока,
Высока – до потолка!Там перины, одеяла
И подушек там немало,
И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром.
Душно в тереме высоком
От натопленной печи:
Не откроют в холод окна
Наши предки русичи.
Учитель истории: Итак, нам стало понятно, как и где живут ваши семь. И пора оценить ваши старания. Просим поработать жюри.
Учитель литературы: Хороши дома, но главное в избе это не стены и кровля, а уют, который создаёт хозяйка. И любовь к жилищу выражается в рукоделии. Ничто так не украшает избу, как рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы.
Учитель истории: (Слайд 5) Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов. А сейчас где они используются? (на свадьбах)
Ученица читает стихотворение:
Глеб Пагирёв
На пепелищеСреди тряпья, немецких касок, ям
Здесь, у крыльца, валялось под ногами
Льняное полотенце, по краям
Расшитое большими петухами.
Весёлое творенье женских рук:
Два петуха – косые гребни, шпоры;
Они трубили зорю, а вокруг
Всё заплели цветы, легли узоры.
Но полотенце было вмято в грязь,
И петухи убиты каблуками,
Они последним криком, подавясь,
Лежали с незакрывшимися ртами.
А в доме тихо, пусто и темно,
Рассыпанные по полу патроны,
Заложенное брёвнами окно,
И на стене безликие иконы.
Солдаты обошли весь дом
По гильзам, черепкам и ржавой жести
И полотенце, подцепив штыком,
Повесили на самом видном месте…
Повесит вновь под образа,
И, хоть вокруг всё голо, незнакомо,
Впервые вытрет насухо глаза,
И наконец, поймёт, что снова – дома.
Учитель истории: Посмотрите на наши рушники. Они хранятся во многих семьях с трепетом и заботой. Сколько труда и любви в них! Главное в рушнике – вышивка. Она не только красота, это ещё и оберег на одежде наших предков. (Слайд 6)
IV. Русская национальная одежда
Учитель истории: Из чего состоит русский костюм?
Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва. (Слайд 7)
Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга. (Слайд 8)
Обувь: лапти или сапоги.Учитель литературы: стихотворение «Одежда русичей». (Слайды 9, 10, 11)
Игра «Одень пару». Каждая семья получает два комплекта народного костюма. Соблюдая правила, оденьте девушку и юношу.
Учитель литературы: Дорогие гости, оцените работу наших ребят.
Учитель истории: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Учитель литературы: Да, славно русское застолье.
V. Русское застолье (Слайд 12)
Учитель литературы: Главной книгой наших предков бал «домострой». С ним сверялись в любой ситуации. Начиная с отношений в семье и заканчивая засолкой овощей. А также как правильно устроить застолье, да и как вести себя за столом. Давайте прочтём основные правила. (Слайд 13)
- перед едой надобно руки помыть;
- нельзя стучать или скрести ложкой о посуду;
- нельзя бросать остатки пищи на пол;
- нельзя громко разговаривать, смеяться;
- не следовало есть «вприхлёбку», т.е. зачерпывать дважды, не откусив хлеба;«Дело всех православных крестьян сидеть за столом чинно, унимать от смеху смешливых, пустяшных разговоров не водить и смотреть на хлебный стол, как на божий престол» .
Учитель истории: Ребята как вы думаете, сейчас эти правила актуальны? Как мы можем дополнить этот список?
Учитель литературы: Каждая семья знает, чем славна ее хозяйка. Что у неё получается сытнее и вкуснее. Предлагаем вашим хозяйкам доказать своё умение. Девушки представляют приготовленные блюда. Ставят блюда на праздничный стол жюри.
Лесорубовы - пироги; (Слайд 14)
Кузнецовы – блины; (Слайд 15)
Ткачёвы – квас (Слайд 16)Учитель литературы: Никогда такого не было, чтобы праздничный стол был пуст, состоял из трех блюд. Прошу выбрать два блюда и принести на праздничный стол. Это должны быть исконно русские блюда. (Слайд 17)
VI. Итоги
Учитель истории: Просим оценить жюри наших хозяек. Подсчитайте очки. Определим победителя
Учитель литературы: Все есть: Прекрасное жилище, красивая одежда, замечательный стол, уют и порядок.
Учитель истории: Но в каждой семье были свои помощники, хранители. Это домовые. (Слайд 18) Домовые – живут в домах и дворах. Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме. Его мы дарим победителям. Пусть ваш дом будет полной чашей.
Учитель литературы: Также обереги мы дарим нашим гостям.
VII. Рефлексия
Учитель литературы: На экране дерево. (Слайд 19) Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки.
Учитель истории: А корни - это, что держит крону, это традиции. Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева?
Дети пишут на стикерах свои традиции, объясняя, почему выбрали именно их.
Учитель истории: А я выбираю – надежду, ведь именно вы наша надежда на будущее.
Учитель литературы: Я выбираю – любовь. Пусть наша любовь согревает вас, будет опорой в вашем пути.
Спасибо за внимание. Всех благ вашим семьям. До скорой встречи.
[Вверх]